28 мая в рамках форума «Неделя российского ритейла» состоялась панельная сессия «Отрасль ритейла в “макроразрезе”: какая поддержка нужна драйверу экономики?», прошедшая под эгидой комитета «Деловой России» по розничной торговле. Модератором дискуссии выступил председатель комитета, член координационного совета «Деловой России» Михаил Кучмент. Открывая мероприятие, глава комитета отметил, что «темы роста отрасли ритейла в 2023 году составили 6,4%, однако жесткая денежно-кредитная политика Банка России может оказать влияние на снижение роста оборота розничной торговли в 2024 году». «Ключевые макроэкономические вызовы: дефицит рынка труда, рост инфляции издержек при необходимости сдерживания цен для конечных потребителей, конкуренция офлайн и онлайн торговли, сокращение импорта, заставляют бизнес искать новые пути и форматы их преодоления, и именно об этом мы поговорим на нашей сессии», — сказал он. Представитель Банка России в своем выступлении обозначил важность диалога с торговыми предприятиями при формировании Банком России макрокартины российской экономики: «Инфляция (ее товарная часть) считается по ценам на ваших полках (как реальных, так и все в большей степени виртуальных). Для нас как для регулятора, отвечающего за ценовую стабильность, очень важно понимать, какой вы видите динамику потребительского спроса, как транслируете изменение цен производителей в цены для потребителей». Среди основных причин роста инфляции и, соответственно, реализации жесткой ДКП спикер выделил рост внутреннего спроса, рост заработных плат и увеличение потребления. С аналитическим обзором важнейших макроэкономических трендов выступил генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он сравнил российскую экономику с разогнавшейся машиной, которая усиленно дрифтует, пытаясь сохранить скорость и не вылететь с трассы. «Традиционный ритейл в условиях бурного развития маркетплейсов, которые абсорбируют весь дополнительный спрос и наращивают долю, фактически развивается на зрелых и стагнирующих рынках. Чтобы обеспечить развитие бизнеса, нужно играть на опережение трендов; для решения проблемы дефицита кадров – привлекать сегмент 55+, формировать комплексную омниканальную стратегию, обеспечивающую возврат инвестиций в online за счет привлечения клиентов в торговые объекты по модели click&collect и предлагать конкурентоспособные финансовые продукты, которые в условиях роста процентных ставок становятся важным фактором для потребителя», — сказал эксперт. Картину потребительского поведения представила Елена Шишова, руководитель направления «Сбераналитики». «Покупатель готов сменить свои предпочтения, готов к смене деятельности. Доля трат на еду – самая высокая. На рынке идет активная борьба за покупателя, что отражается в увеличении количества хард-дискаунтеров, специализированных магазинов и электронной торговли», — отметила аналитик. Представители крупнейших компаний офлайн- и онлайн-торговли (X5 Group, Магнит, Lamoda, OZON, Леонардо) рассказали о своих наработках с точки зрения преодоления текущих макроэкономических вызовов, среди которых тренд на роботизацию, кооперация на всей цепочке поставок, выход в новые ниши, развитие цифровых сервисов, совершенствование регулирования. По итогам заседания отдельные предложения бизнеса будут направлены в Минпромторг России для совместной проработки их дальнейшей реализации.
Взято с сайта федеральной Деловой России