3 декабря в «Деловой России» прошла встреча Startup клуба. Ее участники представили и прокомментировали проекты развития экономики и инфраструктуры Арктической зоны России в области энергетики и транспорта, арктического туризма и сельского хозяйства. Соорганизаторами встречи вместе с «Деловой Россией» выступили Центр предпринимательства и Агентство «ПОРА». Модерировал мероприятие предприниматель, основатель и управляющий партнер СОВЕТ#1 Семен Фомин. Открывая встречу, глава Startup клуба Денис Дидковский отметил: «Я рад, что клуб за короткий срок прошел большой путь от небольших частных историй в начале до крупных и сегодня среди них мы рассмотрим проекты, связанные с развитием территорий, авиастроением, судостроением, туризмом и образованием в сложных Арктических условиях». С приветствием к участникам обратилась заместитель директора Института ВЭБ, член общественного совета министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина. Она отметила, что для России сейчас очень важно собрать проекты, которые будут представлены на Арктическом Совете и выразила надежду на продуктивное сотрудничество в этом вопросе со Startup клубом. Эксперты клуба рассмотрели и прокомментировали шесть проектов. Арктический самолет Ан-2ММ и многоцелевые дирижабли Андрей Иванов обратил внимание на фактическую и моральную деградацию парка малой авиации, которая препятствует развитию экономики Севера. Его проект предполагает разработку нового типа самолета малой авиации и возобновление дирижаблестроения. Первый продукт в рамках проекта — это арктический самолет Ан-2ММ, модернизированная версия «кукурузника». Опытный образец уже прошел летные испытания. Второй продукт — многоцелевые дирижабли для транспортировки негабаритных грузов, обустройства месторождений, перевозки пассажиров, заправки судов. Авторы проекта попросили экспертов оценить бизнес-модель и прокомментировать модель финансирования для реконструкции малых аэродромов и площадок в Арктике. Комплекс для механико-лазерного метода ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на Арктическом шельфе Дмитрий Чухланцев представил проект, который предполагает создание в Архангельской области экологического оператора, который безопасно ликвидирует нефтяные разливы в Арктической шельфовой зоне. Стратегия развития включает разработку лазерного комплекса для ликвидации нефтяных разливов, закупку судов на воздушной подушке для размещения на их базе лазерного комплекса, строительство инфраструктуры экологического оператора — теплых доков и зданий. Лазерное излучение рассматривается как метод очистки в дополнение к традиционному механическому. Тематический образовательный парк «Великие северные экспедиции — русская Арктика» Наталья Волынец выступила с презентацией круглогодичного образовательного парка, рассчитанного, в первую очередь, на жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в перспективе — на школьников со всей России. Проект реализуется на существующей инфраструктуре, по сути это новая часть уже действующего парка, который получил первую премию в конкурсе «Лучшие в туризме Ленинградской области — 2019». Авторы проекта заинтересованы в экспертной поддержке, софинансировании и помощи в продвижении. «Ступени в Арктику» — инновационные решения для ледокольного флота Юрий Чашков представил ледокол с инновационным механизмом разрушения льда, благодаря которому льдины не попадают на винты и в канал и не мешают движению следующих в караване судов. Подобный механизм разрушения льда на судах ледового плавания в мире пока не применяется. Он требует на 40% меньше мощности энергетической установки, не требует разработки новых или приобретения иностранных технологий — за счет этого стоимость его реализации ниже, чем аналогичных проектов. Использование композитного мобильного здания в суровых климатических условиях Арктики Эдуард Брыков рассказал о возможностях использования композитного мобильного здания при температуре воздуха от —60 до +60 градусов. Эффект термоса позволяет находиться в жилой капсуле до 24 часов после аварийного отключения отопления. Высокая энергоэффективность здания позволяет использовать его в Арктической зоне и на Крайнем Севере. Само здание представляет собой модульную конструкцию, которая легко собирается и разбирается в любых климатических условиях. Авторы проекта попросили экспертов прокомментировать требования к модульным зданиям при организации вахтовых поселков в сложных климатических условиях Арктики и государственные программы развития Арктики и Крайнего Севера, в которых проект мог бы поучаствовать. Создание вездеходной техники с использованием современных технологий Матвей Матюшин представил проект, ориентированный на бизнес, активность которого связана с труднодоступными регионами России. Вездеходы могут использоваться для спасательных работ, добычи полезных ископаемых, обслуживания линейных объектов, геологоразведки, сельского хозяйства, научной и экологической деятельности, логистики в труднодоступной местности, а также для активного отдыха и туризма — охоты и рыбалки.
Взято с сайта федеральной Деловой России